В духе веры и нравственной чистоты

В текущем году белорусские православные верующие отмечают значительное событие - 1025-летие Крещения Руси. В связи с чем на страницах сайта мы будем периодически знакомить читателей с историей и мероприятиями, которые будут проходить по этому поводу. А теперь коротко о том, как к нам попала христианство.

Официальной датой принятия его на Руси является 988 г., когда по приказу князя Владимира Святославовича крестились киевляне. Но христианство здесь появилось, по крайней мере, на сто лет раньше. Еще при дедушке Владимира, князю Игорю, в Киеве была церковь св.Илли, которую посещала часть княжеской дружины. При заключении Игорем договора с Византией в 944 г. одни дружинники клялись именем Перуна, а вторые - христианского Бога. Христианкой была и бабка Владимира княгиня Ольга. В 957 г. она посетила по государственным делам Константинополь и приняла там крещение. Интересно то, что Ольга крестилась по восточному обряду, но народ свой готова была крестить по западному. 3 этой целью она связалась с немецким царем Оттоном, который послал в Киев миссионера Адальберта из Магдебурга, в дальнейшем епископа. Однако сын Ольги князь Святослав был убежденным язычником и крайне отрицательно относился к христианству, поэтому миссия Адальберта не удалась.

17062013_17

Есть несколько легенд о принятии христианства на Руси. Одна из них сообщает, что христианство сюда было принесено в I в. одним из двенадцати учеников Иисуса Христа апостолом Андреем, который ехал из Иерусалима в Рим через Новгород и заночевал на месте будущего Киева. Утром встав, он указал ученикам на лежачие вокруг холмы, благословил это место и поставил на нем крест. Но никаких исторических источников, которые бы по-цвяржали это, нет.

Вторая легенда рассказывает о том, что князь Владимир выбирал веру среди тех, которые ему предлагались. По одной из версий, он отказал иудеям по той причине, что у них не было своего государства и, значит, «Бог их не любит», мусульманам - ведь их богослужение показалось ему некрасивым и даже смешным, но, главное, в них запрещено пить вино. А при-двигавшийся из Византии, богослов сказал красивую речь, которая очень понравилась Владимиру, и он решил принять христианство. Безусловно, эти объяснения принятия христианства на Руси эстетическими или гастрономическими вкусами Владимира являются довольно наивными. Существовали гораздо более серьезные причины.

Владимир, как энергичный и дальновидный политик, чувствовал необходимость создания единой религии. В 980 г. он провел первую религиозную реформу. Был создан общегосударственный пантеон, куда включили языческих богов, культ которых являлся наиболее распространенным. Однако довольно быстро Владимир сделал резкий поворот в своей политике, принял совершенно новую и неизвестную для большинства населения Киевской Руси религию - христианство и начал внедрять его также последовательно и жестко. Причины такого поворота имеют преимущественно политический характер. Старая языческая религия соответствовала крестьянским условиям жизни и не подходила для городов, которые в это время интенсивно развивались как центры ремесла, торговли и власти. Кроме того, Киевская Русь имела интенсивные отношения с другими странами, преимущественно теми, у которых уже было распался-Джана христианства. Принятие последнего значительно облегчило бы эти отношения.

После Киева христианство начали вводить в других городах. Не всегда это происходило мирно. Люди привыкли к своим старым богам и не желали отказываться от них. В некоторых местах доходила до кровавых столкновений.

Вообще, введение христианства на Руси растянулась на века. Датой крещения Беларуси считается 992 г., когда была за-основанное Полоцкая епархия при сыне Владимира и Рогнеды князю Изяславе. Но окончательно христианства на наших землях установилась лишь в середине XIII в., Хотя и после в религиозном мировосприятии белорусов, особенно крестьян, остались многие языческие элементы.

Принятие христианства оказало положительное влияние на развитие древнерусской культуры. Новая религия способствовала объединению восточнославянских земель и усилению государственного единства. Именно с принятием христианства восточно-славянские народы вошли в пространство европейской культуры.

Андрей Драбудько.